суббота, 15 февраля 2014 г.

В последний раз, взлетая над Кабулом…



15 февраля 2014 года исполняется 25 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. За девять лет, один месяц и восемнадцать дней - ровно столько, по официальным данным, длилась афганская война – 15 тысяч солдат и офицеров погибли, 54 тысячи наших воинов были ранены, многие получили тяжелые увечья, стали инвалидами. После двух кровопролитных войн на Северном Кавказе афганская трагедия в обществе отошла на второй план и начала забываться. Постарели и ветераны, но не потускнели их боевые ордена и медали но «афганцы» помнят ту войну от первого до последнего дня службы, хранят верность воинскому братству, каждый год приносят живые цветы на могилы однополчан, встречаются с их родителями, помогают вдовам офицеров, занимаются воспитанием подрастающего поколения, как когда-то воспитали их самих. К юбилейной дате мы публикуем интервью с человеком, который также с честью выполнял свой долг в Афганистане.

Сергей Иванович Ганюшин, ныне старший оперативный дежурный ФКУ «ЦУКС Главного управления МЧС России по Красноярскому краю», полковник внутренней службы, в Афганистане служил в 357 Воздушно-Десантном полку на 24 сторожевой заставе по охране г. Кабула с северо-восточной стороны.


- Сергей Иванович, как для вас началась война в Афганистане?
- В Афганистане я пробыл 21 месяц - с 7 мая 1987 года по 26 января 1989 года. Нас немного задержали в Афгане в связи с выводом войск. Я должен был демобилизоваться в октябре 1988 года после двух лет службы в армии (был призван 16.10.1986 г – при. автора), но было решено руководством, что новобранцев сюда на заставу не стоит направлять, скоро ведь вывод войск и мы там были до конца… Но давайте я Вам расскажу про себя все по порядку…
Я с детства мечтал служить в пожарной охране. С 7 класса занимался пожарно-прикладным спортом, меня тренировал сам Сергей Александрович Техтереков (ныне начальник Сибирской пожарно-спасательной академии - филиал Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России – прим.автора). Хотел быть пожарным, потому что мой отец служил в пожарной охране и ушел на пенсию из службы пожаротушения г.Железногорска майором. Моя мама проработала в пожарной охране на должности старшины много лет. И даже младшая сестра немного успела поработать диспетчером в пожарной части. Теперь эту традицию продолжает и моя дочь – Алена
Так вот, я окончил школу в 16 лет и собирался поступать в Иркутское пожарно-техническоеучилище, но как раз в тот год вышел указ, что в училище будут принимать только после службы в армии, поэтому меня не допустили к поступлению. Тогда я решил поступить во ВТУЗ (высшее техническое учебное заведение - прим. автора), филиал политехнического института, а ныне это Сибирский государственныйАэрокосмический университет. На втором курсе, как только мне исполнилось 18 лет, я пошел в военкомат и написал заявление на службу в армию. Возможно по причине того, что я хотел в армию, а возможно и по какой-либо другой, меня отправили служить в Туркменистанский военный округ в воздушно-десантные войска.
Нам уже в поезде сразу сказали, что все вы, ребята, будете там…в Афгане. Из 120 человек в учебном центре Ферганы оставили только троих, обучать вновь прибывших новичков ведению военного дела, а остальных отправили на войну.

- Долго Вы пробыли в учебном центре и, что было после обучения? Куда Вас потом направили?
- В Фергане мы пробыли 7 месяцев, нас обучали военному делу, прыжкам с парашютом, стрельбе, хотя я уже умел стрелять… После учебы нас самолетом из Ферганы перебросили в Кабул. Там нас по фамилиям распределили по разным ротам, так со мной попали на службу с учебки те, у кого фамилия начиналась на букву «Г» - человек 8. Наш полк находился в самом Кабуле, а восьмая рота третьего батальона, куда я попал служить, охраняла подступы к Кабулу с северо-восточной стороны. Батальон был размещен на заставах вокруг Кабула, которые находились друг от друга на расстоянии примерно в 5 км. Наша 24 сторожевая застава располагалась в Десхабской долине, там были небольшие хребты высотой около 2 км. над уровнем моря, на которых находились заставы. На каждой по одному взводу от 15 до 30 человек. На моей служили около 30 человек. Я был пулеметчиком ПКМ.

- Сергей Иванович, в чем заключалась Ваша служба, в каких боевых операциях вы участвовали?
- Перед нами стояла задача – недопущения душманских караванов в сторону Кабула. В ночное время, помимо несения боевого дежурства на наблюдательных постах, мы проводили разведку и устраивали засады в составе «батальонной разведкой» на своей «территории», где располагались кишлаки Зимма, Калай-Интифат, Данишмант т.е. собиралась разведгруппа с разных сторожевых застав примерно человек 30-35 и проводила «операции». Нередко уходили далеко от наших застав, днем укрывались, чтобы тебя не обнаружили, а передвигались только ночами. Я часто попадали в такие разведгруппы с моим боевым товарищем Геннадием Кравченко, в такие выходы мы с ним делили «дежурство» пополам: час он спит - я дежурю, час я сплю – Гена дежурит... Если видели душманов, то по возможности брали их в плен. Самое главное в этом деле – внезапность…
Как то нам поступила информация от жителей ближайшего кишлака, что у них скрываются душманы. Мы обстреляли предполагаемое место ГРАДом (полевая 122-мм дивизионная реактивная система залпового огня БМ-21 «Град» - прим.автора). На рассвете на БМП и БТР мы проверили этот кишлак. Местные нас встретили с благодарностью. Они знали, что будет обстрел, и предусмотрительно укрылись в убежище. Часть душманов была уничтожена. За эту операцию я был представлен к медали «За боевые заслуги».

- У Вас были боевые ранения?
- У меня ранений, слава Богу, не было, но за всю мою службу погибли три человека, которых я знал лично: 28 ноября 1987 года командир взвода ст. лейтенант Орлов Александр - пошел пристреливать гранатомет, одна из гранат задела ветку и разовралась рядом с ним…8 августа 1988 года Гена Кравченко…ночью был обстрел нашей заставы…его тяжело ранило…он не дожил до утра…. вертолет прилетел за ним только утром… как могли его реанимировали сами, но не спасли… 28 августа 1988 года Сергей Кононцев… мы одно время служили с ним на одной заставе. Он погиб, когда ехал в сопровождении колонны. Нас иногда привлекали для сопровождения колонн, которые развозили различные хозяйственные грузы по заставам и кишлакам. Вот на одном из таких заданий колонну обстреляли и задело Серегу… Я в прошлом году ездил в Омск навещать его маму…

- А Вам страшно было?
- Да - как нормальному человеку. Но была и простая глупость. Помню, был первый обстрел нашей заставы и я услышал как летит снаряд, даже товарища позвал, чтобы посмотреть, где он упадет и как взорвется... Такие были бестолковые поначалу... А потом, со временем, доходило уже даже до того, что от звука свиста крыльев летящей птицы искал укрытие…
Были встречи практически «лоб в лоб» с душманами и ты моментально готовишься к бою. Был у нас один такой случай, когда нас обнаружили в одной засаде. Мы подошли к не очень дружелюбному нам кишлаку и взяли в плен двух подростков и трех мужчин. Нас выдали местные жители. На нас выдвинулась небольшая группа душман… Мы держали друг друга на «мушках»… после недлинных переговоров мы отпустили подростков и духи ушли.. Трех душман мы сдали местным властям ГосБезопасности Афганистана.

- Было ли в Афгане свободное время? Если да, то чем вы его занимали?
- Конечно же, нам давали немного времени на отдых. В свободное время мы занимались обустройством своей заставы и помещений, улучшали, так сказать, свой быт. Кругом же были одни только камни и ничего больше. Место нашего проживания строили из ящиков из-под снарядов. Брали пустые минометные ящики, забивали песком, камнями, чтобы они держались и складывали из них разные помещения. В зимнее время отапливали свои «казармы» с помощью буржуек. Летом в Афганистане было очень жарко, а зимой при температуре -10 С многие отмораживали ноги. Такая там погода.
Сами готовили… так получилось, что я даже одно время готовил целых два месяца, больше некому было. Меню составлял сам. Три раза в день готовил каши, супы из консервов. С продуктами проблем не было, конечно мясо с картошкой были редкостью, но не редкостью было съесть змею или дикобраза их там очень много. Кстати, мясо дикобразов на вкус как свинина!

- Сергей Иванович, у Вас есть награды?
- Да, простые награды, «От благодарного Афганского народа», «Воину-интернацианалисту», «70 лет вооруженным силам СССР», «За заслуги», «За ратную доблесть», «Участник боевых действий», медаль «Маргелова». Некоторые из них я дал на время проведения торжественных мероприятий в наш музей (Центр противопожарной пропагандыприм. аавтора)

- После возвращения, чем стали дальше заниматься?
- 26 января 1989 года нас,15 дембелей из роты, по прилету в Ташкент, сразу же распустили по домам! Отдохнул две недели, потом пришел во ВТУЗ и попросил отдать мне документы, так как решил поступать в пожарно-техническое училище. Но меня уговорили остаться в институте, сказали, что я, после окончания этого учебного заведения, смогу служить офицером в пожарной охране. И я остался. Через шесть лет учебы, в 1993 году закончил Аэрокосмическую академию (так она стала называться с 1992 года). и попал служить в пожарную часть № 37 (завода «Крастяжмаш») на должность инспектора, после трехмесячных курсов в Учебном центре ГПС назначен начальником караула, затем, после трех лет службы, заместителем части отработал пять лет. Потом предложили стать начальником части № 9 на КрАМзе, а с 2004 года я на должности старшего оперативного дежурного и в этом году будет 10 лет как я в должности.

           - С товарищами, с которыми были в Афганистане, продолжаете поддерживать отношения, встречаетесь?
- Встречаемся обязательно два раза в год с афганцами красноярскими – на 15 февраля и 2 августа, и созваниваемся с ними регулярно в течение года. Дружу и общаюсь также с киевлянами, встречался с ними в 1990, 1995 и 2010 годах. В 2011 году договаривались с некоторыми сослуживцами специально встретиться, пообщаться и отдохнуть в Сочи.

- С высоты прожитых лет, Вы бы пошли сейчас если бы позвали в Афганистан воевать?
- Ничего не изменилось за это время и ни о чем я не жалею… Позвали бы – пошел…



Беседу вела Алена Алексишина
Фотографии из архива С.И. Ганюшина

Комментариев нет:

Отправить комментарий