понедельник, 5 мая 2014 г.

Дистанционное обучение в системе МЧС России

Есть такие профессии, представители которых постоянно учатся - от первого дня и до последнего. Мало кто понимает, что профессия пожарного относится именно к таким работам.

Первое обучение пожарного, которое он проходит сначала в подразделении, а затем в Учебном центре Федеральной противопожарной службы, длится около 500 учебных часов. Затем, при желании сотрудника продолжать свое развитие, он проходит обучение с повышением квалификации. Все это отнимает много времени - люди учатся с отрывом от работы, а если речь идет о сотрудниках пожарных частей не краевого центра, а районов Красноярского края, то сюда прибавляется еще и существенная финансовая нагрузка на командирование.

К счастью, на смену старым формам обучения приходят новые, в числе которых дистанционное обучение. Теперь на пожарного или диспетчера можно обучиться через интернет, а затем пройти короткое практическое обучение и приступать к работе.

Александр Брендель - преподаватель, ответственный за внедрение этой технологии в Учебном центре ФПС по Красноярскому краю согласился рассказать нам о том, что изменилось для слушателей и для него самого с внедрением новых технологий.


- Александр, расскажите, с чем связаны изменения и как они повлияют на обучение сотрудников?
- Вступил в силу новый закон об образовании, который говорит о новой форме заочного обучения - дистанционном. Если раньше предлагалось всего две формы обучения - очная и заочная с обязательным выездом в образовательное учреждение, то теперь появилось заочное обучение без необходимости такого выезда.

В наших сегодняшних условиях, когда обучаться и получать новую квалификацию обязательно для дальнейшей работы и продвижения по службе, а время очень ограничено, без таких технологий не обойтись. В гражданских вузах их применяют уже давно, а несколько лет назад начали внедрять в высших учебных заведениях системы МЧС России - в Академии гражданской защиты и Санкт-Петербургском университете ГПС. После того, как они показали большую эффективность и было принято решение распространить ее на все формы обучения.

- И все же, чем полезна такая форма обучения? 
- Главная польза от дистанционного обучения - отсутствие необходимости исключения человека из рабочего процесса на время учебы. В принципе, он может даже получить повышение квалификации, находясь в отпуске или где-нибудь в отъезде.

Наш край очень большой и для жителей отдаленных районов выезд на обучение очень дорог. А каждые несколько лет представители, например, руководящего состава всех организаций, должны проходить обучение по охране труда, электробезопасности, пожарной безопасности и т.д. Эти курсы теоретические, не требующие отработки навыков. Поэтому очень удобно пройти обучение по этим специальностям именно по дистанционной форме обучения.

- А кого можно учить по данной методике?
- Сейчас мы ведем обучение по 10 программам. Но вообще обучение возможно по всем специальностям, по которым мы обучаем в нашем центре.

Хотя, есть некоторые специальности, по которым нужна отработка практических навыков - например, обучение водителей, судоводителей и т.д. Проверить, как человек водит машину через компьютер невозможно, невозможно его чему-то научить на практике.

Поэтому человек может пройти теоретическое обучение дистанционно, а затем на часы практики либо преподаватель выезжает на место, либо слушатель прибывает в учебный центр. Сокращаются затраты на командировку - человек приезжает максимум на 3-7 дней.

- Сколько "стоило" внедрение дистанционного обучения для учебного центра?
- Средства на реализацию этого проекта мы получили по федеральной программе. Первым шагом была покупка серверов и разработка методических материалов и тестов.

В качестве программного обеспечения мы купили московскую разработку "Прометей", которая имеет все сертификаты соответствия, подтверждающие, что с ее помощью можно осуществлять образовательный процесс. От слушателя требуется только наличие компьютера и интернета. Причем, достаточно медленной линии - программное обеспечение достаточно "легкое" и позволяет осуществлять доступ на малых скоростях, что опять же, актуально для отдаленных районов. Слушатель, получивший доступ к программам обучения, может скачать все необходимое ему в работе лицензионное обеспечение - программу для разархивации файлов и просмотрщик pdf-файлов.

- Как проходит сама подготовка?
- Став нашим слушателем, человек получает доступ к сайту дистанционного обучения, создает себе пароль и имя, чтобы никто другой не мог за него зайти и проходит обязательный входящий контроль. Это необходимо для того, чтобы выяснить его начальный уровень.

Затем ему открывается доступ к учебному материалу. По каждой специальности созданы небольшие библиотеки с лекциями по которым слушатель изучает предмет, а также тестами для самоконтроля. Если что-то осталось непонятным, он может задать вопрос в чате преподавателю.

По некоторым курсам мы можем проводить интерактивные занятия, семинары, видеоконференции, а в дальнейшем планируем освоить подключение различных симуляторов, которые помогут проверить практические навыки учащегося.

После окончания учебы слушатель сдает итоговый тест, который доступен, в отличие от тестов для самоконтроля, в течение суток. Тест подразумевает не только выбор нужного варианта или ответ "да" и "нет" на поставленные вопросы. Слушателю может быть предложено, например, написать развернутый ответ на заданный вопрос, либо вообще представить реферат.

- С пользой и выгодой для слушателей все понятно, а что дает такая форма обучения для преподавателей? Облегчается ли им задача?

С помощью этой технологии в выигрыше оказываются слушатели - они экономят время и деньги на приезд сюда, могут получать образование даже находясь где-нибудь в отпуске. Что же касается преподавателя, то время лекционных занятий у него существенно снижается. Снимается голосовая нагрузка. Зато возрастает в разы методическая. Нужно разработать лекции, тесты и т.д.

Комментариев нет:

Отправить комментарий