воскресенье, 27 апреля 2014 г.

История пожарной охраны Красноярска и Енисейской губернии (Часть 5)

(По материалам сайта Krasplace.ru и книги В.И. Волкова. "Справка об истории организации пожарной охраны в г. Красноярске и Енисейской губернии") 

Вольно-пожарное общество Красноярска очень много делало для развития Красноярска и его безопасности.
В частности, одной из идей, о которых уже было рассказано, было вменение в обязанность горожанам делать металлические кровли на домах, для чего была открыта лавка, а затем и склад, торговавшие по сниженным ценам.




Еще одной мерой, которая была реализована вместе с городской думой, были посадки деревьев. Развитие древонасаждения в конце XIX века для Красноярска представлялось мерой общественного значения. Этим решалось сразу несколько задач по благоустройству города и качестве качестве меры противопожарной безопасности. В городе на то время существовало очень мало общественных насаждений и совсем мало частных насаждений.
Городская дума разъясняла жителям, что живые лиственные деревья по улицам и по граням владений внутри кварталов — это прекрасные щиты от ветров и пыли, от огня и искр.
Летопись пожарного дела приводит многочисленные примеры, когда два-три дерева спасали угрожаемой здание. Особенно велико было значение таких насаждений по переулкам — для защиты зданий на другой стороне переулка, так как господствующие ветры в городе Красноярске западные и юго-западные. Эти живые изгороди были равносильны по значению с поясами каменных строений.
Городское Общество взаимного страхования ввело систему скидок на страховку за посаженные у дома деревья и выдавало небольшие средства на заготовку саженцев. Многочисленная дружина Пожарного Общества приняла на себя надзор за охраною общественных насаждений.

Для популяризации озеленения в Красноярске с конца XIX века весной проходил праздник древонасаждения. Традиция эта повелась со школьных праздников древонасаждений, когда школьники вместе с родителями и учителями сажали деревья рядом с гимназиями и школами, во дворах, и ближайших скверах. Все это активно поддерживалось и поощрялось государством. (Циркуляр о проведении праздника древонасаждения. 1901 ГАКК, ф. 348, оп.1, д.183, л.97).

Школьная комиссия привлекала учеников городских училищ не только к посадке деревьев, но и к делу ухода и надзора за ними. В результате некоторые ученики с энтузиазмом высаживали деревья и на дому.

С развитием железной дороги, за линией проходящих через Красноярск железнодорожных путей, начала развиваться Николаевская слобода. Пожарной команде из города добраться до очага возгорания в Николаевке не было практически никакой возможности. Проблему эту взялось решить Красноярское Вольно-Пожарное Общество.

В 1901 году в Николаевской слободе Пожарное Общество имело при доме Арискина небольшой обоз, сооруженный на собственные средства. Этот обоз был ядром, около которого организовался Николаевский отдел дружины. В 1901 году наиболее крупным пожаром в Николаевской слободе был пожар 20 января в доме Евдокимова, убытка было около 1000 рублей, дом сгорел. Причиной пожара, по отчетам Пожарного Общества, был поджег.
В 1902 году Пожарное Общество построило водяной бак, который наполняло водой за свой счет, пока бак не был затребован городом и перенесен на место водоразборного крана у железной дороги.

Западную часть города с 1900 года защищало пожарное депо, разместившееся на Плац-Парадной площади (она располагалась в западной части города между Воскресенской (пр. Мира) и Садовой улицами (ул.Бограда)  и между Свечниковским (далее Овсянниковским, сейчас ул. Профсоюзов) и Плац-Парадным (ул.Робеспьера) переулками). Рядом с депо был устроен городской колодец. Для подъема воды в зимнее время и устройства теплового бака на колодце был поставлен паровой котел. В мае 1901 года пожарное общество пополняет машинный парк паровой пожарной машиной.
В «Новом времени» инженер Демчинский рекомендует простой способ тушения пожаров. Следует взять пузырёк или колбу (непременно тонкого стекла) вместимостью в фунт, налить в него крепкого нашатырного спирта, заткнуть пробкой, залить её смолою — всё, прибор готов. В горящее помещение бросается бутылка с нашатырным спиртом — и делу конец. Бросать непременно в огонь нет никакой надобности, спирт только должен вытечь, а образовавшийся газ сам найдёт огонь и погасит его. Только не оставайтесь в этот момент в комнате, иначе задохнётесь. Господин Демчинский сообщил, что за 12 лет таким образом погасил у себя 4 больших пожара, угрожавших истребить всё его имущество.

«Восточное обозрение», 8 мая 1901 года.
В Спутнике по городу Красноярску за 1911 год Плац-Парадная площадь описывалась так::
Плац-Парадная площадь занята военными казармами, депо Вольно-Пожарного общества с колодцем при нем и гимнастическими приспособлениями для упражнения членов общества в необходимых приемах при тушении пожара. На этой же площади происходят войсковые  учения квартирующих частей войск"
До 1914 года теплое помещение колодца  принадлежало городу, но обоз расширялся, помещение депо становилось тесным. Правление Вольно-Пожарного общества обратилось к городскому управлению с просьбой уступить в безвозмездное пользование помещение закрытого колодца, которое пожарные планировали использовать  для просушки рукавов в зимнее, осеннее и весеннее время и для размещения части служителей обоза. Управа согласилась с просьбой, а так же решила в связи с пуском водопровода убрать из помещения закрытого колодца два резервуара для воды, насос и паровик.


В сентябре 1914 года Противопожарная комиссия осмотрела здания всех существующих пожарных частей города и пришла к неутешительному выводу. Оказалось, что помещения пожарной части на Плац-Парадной площади как по ветхости, так и по расположению совершенно не отвечали своему назначению. Машинный сарай наклонился в сторону площади и угрожал падением, особенно во время тряски при запряжке и выезде. Был случай, что пожарный служитель, бывший на потолке сарая, провалился внутрь его, так как потолочные доски совсем прогнили.

Нормальную температуру поддерживать в таком помещении было совсем невозможно, приходилось тратить огромное количество дров. Казармы служителей находились в 35 саж. от машинного сарая. В случае тревоги служители должны были бежать по всему двору за лошадьми, конюшни которых находились в 2-х зданиях. Происходили столкновения, неоднократно бывали несчастные случаи, при" запряжках" зимой очень часто случались простуды. Беготня и суета сильно замедляли выезд команды. Помещение помощника брандмейстера было построено над незасыпанным колодцем, поэтому в нем от испарений была постоянная сырость, находиться очень долго в нем было опасно для здоровья. Пожарная комиссия просила город изыскать средства для постройки нового здания депо. Здание не было построено. После 1920 года пожарная часть заняла первый этаж знаменитого пассажа.

В 1907 году после смерти Гудкова на пост председателя правления общества избирается Петр Иванович Гадалов. По его инициативе на Благовещенской улице появится новое здание пожарного депо (ул.Ленина, 59)

Вообще, стоит отметить, что все мероприятия, которые общество осуществляло своими силами, выполнялись успешно. Так, гимнастический городок уже в мае 1902 года был построен на средства, собранные среди членов общества (350 рублей). Успешно проводились работы по устройству платных гуляний и концертов.

А вот мероприятия, выполнение которых зависело от городских властей проводились в жизнь плохо и в лучшем случае выражалось только сочувствие. В первые же годы существования Вольно-пожарное общество зарекомендовало себя положительно, стало пользоваться популярностью не только среди жителей города, но и далеко за его пределами.
В 1902 году общество было приглашено на Всероссийский  пожарный съезд, состоявшийся в Москве. На этом съезде Красноярское ВПО было принято в члены императорского Российского добровольного пожарного общества. Делегатом съезда от Красноярского ВПО был Павел Козьмич Гудков.

Активными помощниками общества и дружины были рабочие железнодорожных мастерских. В большинстве своем состоявшие членами общества, они оказывали материальную поддержку и принимали непосредственное  участие в работе дружин. Главную ведущую роль при ликвидации пожаров выполняла дружина общества. Городские же полицейские пожарные части были очень слабые и небоеспособные, в связи, с чем не могли самостоятельно решать успешно вопросы тушения  возникающих пожаров.

Члены дружины ВПО  принимали активное участие в ликвидации пожаров. На каждый пожар по тревоге прибывало по 100-200 охотников (в то время членов дружины называли охотниками), которые были распределены по отрядам. Всего отрядов было четыре – действующий, машинный, водоснабжения и охранный. В 1910 году был организован пятый отряд – санитарный, состоящий из 7 человек и работавший под руководством врача И.К. Ауэрбаха. Каждый отряд строго выполнял свои обязанности при тушении пожаров и имел значки и флаги определенного цвета. Отряды возглавляли  начальника отрядов, подчинявшиеся непосредственно начальнику дружины. Первым начальником дружины был избран И.С.Дунаев, но вскоре его сменил Я.Ф.Тимофеев, много положивший труда организационному укреплению дружины, повышению ее боеготовности и оснащению средствами вооружения. Помощником начальника  дружины был И.К.Юдин.


Сбор дружины на пожар по тревоге, имел разработанную специально систему сообщений. Охотникам на воротах и дверях их квартир вывешивались специальные бланочки, по которым ночные караульные извещали охотников о пожаре в городе. За счет общества им выдавались марки для проезда на извозчике к месту пожар (общество за каждую марку выплачивало  извозчикам по 20 коп.) Один раз в месяц  проводился  общий сбор дружин, где обсуждалась работа отрядов на пожарах и проводились практические занятия с участием городских пожарных команд.

Занятиями, в своем большинстве, руководил Я.Ф.Тимофеев. Он интересно строил  пожарно-тактические учения, хорошо сам ориентировался  и ориентировал дружину умело разбираться в боевой обстановке и принимать правильное решение. Обоз дружины состоял из нескольких лошадей, двух ручных пожарных насосов, 6-ти бочек с водой и одного багрового хода.
В 1902 году общество выписало из Англии паровую машину с принадлежностями и 86 аршин высококачественных выкидных рукавов.

В отчете пожарного общества за 1902 год указаны результаты испытания этой машины: «8 сентября участвовало 12 человек машинного отряда. Работою  руководили председатель общества П.К.Гудков и начальник дружины Я.Ф.Тимофеев. В 7 часов утра на жандармский ввоз была вытребована паровая машина: выкидные рукава были протянуты на 13 сажен, т.е. от уровня воды почти до садовой улицы. Машина была приведена в действие через 22 минуты после выезда из депо. Давление 80 фунтов, длина струи  - 16 сажен, бочка воды в 40 ведер наливалась в 45 сек. Затем к рукаву на 65 саженей было привинчено разветвление. А к последнему два рукава по 30 сажен. Таким образом, наполнялись  единовременно две бочки по 30 ведер каждая в 1 минуту и 13 секунд". На вооружении дружины в то время, были складные металлические  лестницы, парусиновые и войлочные щиты,  применявшиеся для защиты от огня  соседних не горевших строений. В зимнее время для отогрева насосов и рукавов  применялась бочка-грелка, описание конструкции ее, к сожалению не сохранилось.

Для оказания материальной помощи пострадавшим на пожарах охотникам был создан денежный фонд, состоящий из десятикопеечных взносов охотников и добровольных пожертвований членов общества.

Дружина проявила инициативу охраны от огня народного дома (так назывался театр А.С.Пушкина): проверяли его  противопожарное состояние, принимали меры к устранению недочетов и выставляли в нем дежурных во время  представлений и спектаклей. Подобно этому порядку обслуживались и другие объекты города. По настоянию пожарного общества был рассмотрен вопрос на заседании Красноярской Городской думы о переносе пороховых погребов 7-го резервного батальона, находившихся вблизи железнодорожной станции и жилых домов в другое безопасное место.

Во второй половине 1901 года был организован трубочистнопечной отряд, который давал обществу хороший доход заработка. В 1905 году только за один год, общество продало населению 7848 пудов кровельного железа на 21245 рублей и 4 пожарных машины.

Значительные доходы общество извлекало от устройства гуляний со своим духовым оркестром в городскому саду, на пароходах, в своем клубе и других общественных местах. Георгий Кублицкий в своем  произведении «Уходит река к океану» изд. 1971 года упоминает: «В одном из первых летних воскресений пойдет в скит «Сибиряк» или «Дедушка», на палубе рассядется духовой оркестр добровольного пожарного общества…». Оркестр исполнял наряду с игровыми музыкальными произведениями, пожарный марш, который, к сожалению не сохранился.

Краевед Чесмокачев в своей статье «Молодость старого  парка», опубликованный в газете «Красноярский рабочий» за 01.05.1978 года указывает: «С 1911 года фактически хозяином сада стало Красноярское добровольно-пожарное общество. Оно построило здесь здание для своего клуба».


Клуб располагался в здании, которое было построено в 1891 году Общественным собранием Красноярска ко времени посещения города Его Высочеством Наследником Цесаревичем Николаем. Возможно летнего помещения Общественного собрания в саду могло и не быть вовсе, после того, как Дума отказалась от его постройки ввиду крайне ограниченного времени. Выручил Городской Голова Н.К.Переплетчиков, взявшись построить по своей инициативе. Помощь ему оказали: А.П.Кузнецов, А.Г.Смирнов, В.А.Данилов, А.И.Синявин, Н.А.Васильев, Е.Ф.Кудрявцев, Е.Н.Александров и И.А.Матвеев.

В дальнейшем Общественное собрание проводило в нем свои собрания, концерты художественной самодеятельности, ставило любительские спектакли и устраивало вечера. В 1909 году, после окончания аренды Общественным собранием городского парка, здание перешло в собственность города.

В том же 1909 году внезапный пожар уничтожил здание Клуба Вольно-Пожарного Общества и в Красноярскую Городскую Управу поступило следующее заявление:
Ввиду совершенного отсутствия в городе какого-либо подходящего помещения для клуба Вольно-Пожарного Общества, в котором усталые от повседневных забот и трудов обыватели г.Красноярска нашли бы себе разумный и приятный отдых, Совет Старейшин клуба В.П. Об-ва обращается с просьбой в Городское Общественное Управление не отказать в уступке права пользования летним помещением Общественного собрания в Городском саду с 1 января по 1 мая 1910 года за плату 400 рублей.
За пользование помещением Правление Клуба берет на себя обязанность как охранять сад и помещение, так и производство капитального, не менее, как в 1000 руб., ремонта здания и в таком размере, чтобы оно могло служить целям Клуба в течении зимнего сезона.
Ремонт будет заключаться в переборке полов, сделании двойных рам и дверей и др. Совет надеется, что отзывчивое к интересам обывателя Городское Общ. Управление не откажет в столь необходимом приюте, тем более, что просьба эта вызывается только несчастием, которое выбросило целую организацию на улицу, поглотив 2-х летние упорные труды и энергию.

Председатель Совета Старейшин Г.П.Полонский
К этому времени кухня клуба была устроена отдельно от основного помещения, само здание переделано для использования зимой, а для пожарной безопасности правление Общества взаимного страхования просило Городскую Управу принять меры, чтобы в здании всегда находилась бочка с водой, кочмы и ручные огнегасители, а во время собраний публики дежурил наряд от пожарных частей.

На помещение претендовал частный арендатор, но Вольно-пожарное общество выдвинуло сомнение в том, что парк не будет испорчен и со своей стороны предложило обеспечить горожанам "полезные и разумные развлечения и возможность отдыха в приятной обстановке".

18 мая 1910 года Красноярское Вольно-Пожарное Общество заключило  с Городской Управой договор об аренде на 10 лет, до 1920 года. Причем здание, отданное в незавершенном виде, пожарные должны были достроить, покрасить, отреставрировать уже построенную его часть, устроить кладовые и т.д. Кроме этого в течении 2-х первых лет требовалось установить электрическое освещение зданий и устроить конструктивную электрическую сигнализацию в пожарную часть и электрические самооткрыватели дверей.

Освещение аллей от главного хода в сад состояло из не менее трех керосино-калильных, а затем электрических фонарей по 750 свечей каждый. Подвоз дров, воды, уборка нечистот проводились только ранним утром через южные ворота. Арендная плата за помещения, вносимая в четыре срока, составляла 4 000 рублей в год. Арендуемые здания, как и ранее существующие, так и вновь возведенные, ремонтировались за счет арендатора, а после окончания срока аренды должны были сданы городу в полной исправности.

Сад охраняли специально нанятые сторожа, которые даже были вооружены револьверами.


Для удобства и устранения скученности публики Клуб расширил и продлил главную аллею. В 1911 году большую веранду снес и перестроил заново на южном конце той же аллеи по типу главного здания. В 1912 году добавил к уже имевшейся садовой мебели 100 диванов на чугунных ножках. В этом же году устроил деревянный тротуар длиной 300 саж., сделал новые заборы взамен приходящих в негодность. Построил новую веранду для музыкантов. Ежегодно подсаживал новые деревья, высаживал цветы, устроил теплицы. В 1914-15 годах устроил на фундаменте железную ограду на протяжении 300 саженей. Всего на сумму 53 300 руб. в течение 12 лет.

По мере необходимости Вольно-Пожарное Общество предоставляло Городскому Общественному Управлению помещение главного здания с освещением и мебелью для устройства официальных обедов, завтраков, ужинов безвозмездно. При устройстве гуляний с благотворительной целью Общество предоставляло главный зал и столовую благотворительным учреждениям.

За свою работу по благоустройству сада Клуб имел право назначать ежемесячно 2 платных гуляния за свой счет или предоставлять устройство их другим лицам с назначением за вход произвольной платы с посетителей (начинались гуляния с 6 часов вечера). Независимо от назначенных в саду гуляний Клубу предоставлялось право взимать за вход не более 10 копеек, а с малолетних и учащихся 5 коп. каждый раз, когда в саду играл оркестр музыки (за исключением одного раза в неделю, когда вход в сад для всех был бесплатным).

В свободных частях сада (как летом, так и зимой) для своих членов, их семей и гостей Клуб Вольно-Пожарного Общества устраивал самые разные приспособления для спортивных игр, без ущерба для деревьев. Устраивались павильоны для музыки, платформы для танцев, киоски для торговли фруктами, минеральными водами, народные буфеты, открывались эстрады для разнохарактерных народных представлений и т.п.

В главном здании проводились платные спектакли, но разрешалось их устраивать не чаще двух раз в месяц. Причем у вольно-пожарного общества был собственный кружок любителей драматического искусства, состоящий из 48 человек. При содействии этого кружка было устроено три спектакля на усиление средств общества,  причем чистого сбора от спектаклей получилось 229 рубля.

21 июля 1914 года Совет Старейшин Вольно-Пожарного Общества обратился в Думу с просьбой уменьшить арендную плату с 4 000 до 2 000 руб. Общество обратило внимание Думы на то, что за прошедшие три года оно израсходовало (с арендой) 37 671 руб. Просьба Вольно-Пожарного Общества была удовлетворена.

Комментариев нет:

Отправить комментарий